Место: Ижевск, 16.04.2005 Организатор: Ксения Золотарева, телекомпания «Новый регион» Продолжателям уфимских рок-традиций группе «Люмен» в феврале исполнилось 7 лет. Цифра отмечена двумя альбомами: «Без консервантов» выпуска 2003 года и записанной год назад на «Добролете» в Питере пластинкой «Три пути». По подсчетам газеты «Коммерсант» новый хит Люмена, песня «Сколько», вошла в 10 самых ротируемых песен весны. Лидер группы — Рустэм Булатов. Автор и вокал группы. Музыканты — его бывшие одноклассники. Учась в школе, собрались и начали играли во дворе. Музыкального образования нет. «Люмен» (что в переводе с латыни «свет») часто играла в Уфе на разогреве у приезжающих команд. «Пилот», «Текилладжаззз» и другие забирали их записи и увозили в Москву на радио. Так во все динамики страны попал хит «Сид и Нэнси». После группа отличилась большим количеством кавер-версий на мэтров. До сих пор неубиенной в репертуаре осталась «Харакири» «Гражданской обороны». В Ижевске играют концерт второй раз, при полном зале. Гвоздем прошлого выступления стало появление Тэма в толпе. Музыкант не пострадал. Играют и «мясо» в лучших панк-рок-традициях, и баллады «для зажигалок». Девиз группы: «Человек человеку свет». Ксения: Привет Тэм. Как дела обстоят — рок-н-рол жив ещё или как? Тэм: За весь рок-н-рол отвечать сложно, потому что мы достаточно молодые ещё ребята, у нас все в порядке, слава богу. К: Ваш сайт встречает фразой «Человек человеку свет». Это девиз ваш по жизни? Т: Мы стараемся ему следовать. Не могу сказать, что у нас это всегда получается, потому что мы живем в удивительное время в удивительной стране. Очень много вещей, которые злят, напрягают, хочется по очень многим поводам ругаться, но все равно на свете больше хороших людей! К: Если тебя бы вдруг выбрали мэром города, ну например, Ижевска. Преобразования, которые ты бы в первую очередь сделал? Тэм: Это были бы преобразования неархитектурного характера. В первую очередь, надо поменять подход к принятию решений. Период быстрого капитализма привел к тому, что очень многие решения принимаются для того, чтобы выгодно было государству, городу, кому-то ещё, но только не людям. Все делается мимо людей: у них в последнюю очередь спрашивают, как та или иная реформа скажется на них. Все нужно делать для людей, иначе все смысл теряет. К: Если бы стал мэром, смог бы не петь? Т: Нет, сложно… У Жванецкого есть замечательная фраза: все правильно, когда не писАть — это все равно, что не пИсать. У нас очень похожее настроение, мы ничего не высасываем из пальца. Так получилось, что невозможно не заниматься тем, чем мы занимаемся. Мы все остальные мосты поломали, все хвосты обрубили. У нас больше ничего нет. К: Как отметили свое 7-летие? Т: В рабочем порядке. Готовили программу. Собрали все песни с двух альбомов и переделали аранжировки на 100%. К: 7 лет — хорошая цифра… Т: Да, хорошая. Мы после полуторачасовой репетиции собрались, выпили по бутылке пива, посидели, повспоминали, как все было здорово и местами нездорово за эти 7 лет и разошлись, потому что на следующий день снова репетировали. К: Планируется ли ваш переезд в столицу? Променяете Уфу на Москву? Т: Мы об этом даже никогда не задумывались. Нет ни одной причины, почему нам надо было бы переехать в Москву или Петербург. Есть замечательный пример — группа «Чайф». Они — мегамолодцы, и все равно они продолжают жить в своем родном городе. К: В прошлый раз (в осенний приезд) ты рассказывал о своем желании познакомиться с другим мега-челом Шевчуком. Удалось? Т: Пока нет. Но есть такая возможность, что нам удастся с ним познакомиться. Сейчас стоит вопрос о нашем участии в большом рок-фестивале, который будет проходить в Казахстане. И «ДДТ», и Земфира уже точно там участвуют. Если мы туда попадем — постараемся хотя бы перекинуться парой фраз. К: Вы решили сделать очередной трибьют на песню группы «Наив» «Думаешь — нет, говоришь — да». Ты всегда говоришь то, что думаешь? Т: Точно никогда не вру. Но врать нет смысла, потому что правда так многогранна… (смеется). Это шутка. К: Сколько должен стоить проект, чтобы вы согласились делать трибьют на песню Бритни Спирз? Т: Мы бесплатно можем сделать трибьют Бритни Спирз, если нам предоставят полную творческую свободу. Мы уже участвовали в одном, по мнению многих людей, сомнительном проекте — «Неголубом огоньке». Когда мы приехали в Уфу и рассказали, что мы снялись в новогоднем проекте, что мы вместе с группой «Премьер-министр» поем песню «Белые розы», — все думали, что это конец всему. А нам предоставили полную свободу, и мы в песню врезали свой собственный куплет на свою музыку со своими словами. Этот куплет был не про белые розы, а про песню «Белые розы» и про наше отношение к подобным песням. К: А вот новость с вашего сайта о том, что в магазинах страны появилась атрибутика группы. «Если не хочешь вышивать — теперь можно просто купить». Чью атрибутику вышивал и, может быть, вышиваешь до сих пор ты? Т: Было такое раньше. Мне очень нравилась «Нирвана». А раньше в Уфе какую-то майку, значок с названием группы достать было просто нереально. И найтись с людьми, которой нравилось творчество этой группы, было сложно. Все прибегали к таким приемам: значок, майка. Ты видишь человека, у которого написано где-то «Нирвана», ты можешь подходить к нему, знакомиться, хотя бы в одном — в музыке — у вас интересы точно совпадают. Я сделал себе жилетку, на которой было написано «Нирвана» и название любимого альбома «Nevermind». К: Про «Три пути»… Когда песня рождалась, присутствовал ли сказочный момент про то, «направо пойдешь — коня потеряешь»…? Т: Да, мы придумали ее году в 99-м. В то время очень многое было в голове. Это как раз тот период, когда мы перестали увлекаться рок-музыкой как-то плоско. Если до этого были увлечение периодами… вот я слушаю группу «Кино» и мне больше ничего не интересно, потом — группу «Алиса», потом — «Коррозию металла», «Гражданскую оборону», Янку Дягилеву. Дослушались до такого момента, до критической стадии меломанизма. Очень многое в голове накопилось. Захотелось найти какой-то яркий и понятный образ. К: Бывают ли в творческой жизни моменты «направо пойдешь — продюсера потеряешь»…? Т: Были такие. В жизни всегда так: ты каждый день стоишь перед выбором. Но почему-то у многих людей годам к 20 все в жизни становится доведенным до автоматизма. Иногда полезно встать и подумать, чем ты вообще занимаешься. К: Там в «Три пути» есть строчка «Первая дорога. Сидеть. Ждать. Смирно». Ты умеешь сидеть и ждать? Т: Хуже нет, чем ждать и догонять. Эти строчки несколько личные. Потому что я человек — дурак дурацкий. Я не могу как раз ждать смирно. Не могу ждать автобуса на остановке. Если его долго нет — я выкурю сигарету и лучше пешком пойду или придумаю альтернативный способ передвижения. К: Что написано в трудовой книжке простой российской рок-звезды? Т: В моей первой трудовой книжке было написано, что я помощник инструктора по восточным единоборствам. Потом я эту книжку потерял. Теперь у меня записано, что я — юрист компании. К: …блатная запись? Ты там на самом деле не работаешь? Т: Можно назвать ее блатной :) У моих родителей своя компания. Время от времени им нужно помочь с вопросами, касающимися юриспруденции. У меня 5 курсов незаконченных юридического факультета, я ушел с 5 курса. К: Что натолкнуло на написание песни «Сид и Нэнси»? Т: Где-то в конце 90-х — начале 2000-х годов проблема тяжелых наркотиков, а именно героина, жестко стояла везде. Люди, употребляющие наркотики, появились в каждом городе. Все их знали, вычисляли с пол-оборота. Мне кажется, что это та проблема, с которой столкнулся каждый человек примерно нашего возраста. У взрослых людей существует работа, утром встают — идут на работу, в выходные — какие-то развлечения, они видят окружающую жизнь лишь постольку-поскольку. Ребята, которые учатся, у них свободного времени больше. Ещё нет бытовых заморочек, они видят вокруг больше. Ты отучился, вышел во двор и видишь там наркоманов. Сталкиваешься с ними каждый день. Видишь все в последовательном хронометраже: с чего все началось, чем все закончилось. А взрослые видят это лишь в последний момент, когда уже пошли парня или девушку хоронить. Как все произошло — для них загадка. К: Тебя втягивали? Т: Нет, не пытались. У нас двор был удивительный: возвращаешься домой, а под ногами хрустят шприцы. Ты точно знаешь, кто во дворе начал торчать, сколько людей он подсадил, знаешь, сколько человек умерло с первого раза, сколько исторчалось постепенно. Ты все это видишь, тебе никуда от этого не деться. К: Если для тебя «LUMEN» = «свет» — это работа, то в качестве отдыха что выбираешь: темноту или тишину? Т: Нет. Рок-н-рол — это не работа, это образ жизни. Мы не занимаемся больше ничем и вроде как это единственный наш способ существования. Но относиться к этому как к работе нельзя. Существуют достаточно понятные шаблоны, по которым можно сделать песню ,которая станет суперхитом. Несложно подобрать хорошую тему, понятную музыку, куплет-припев, соло и кода! Если бы это была работа, мы бы поставили все на штамп. У нас есть песни, проверенные временем: «Сид и Нэнси», «Кофе». Мы бы взяли их как штамп, и выпускали бы альбом за альбомом. Такой сенокос. Хочется самому получать удовольствие от музыки. Чтобы она тебя качала, чтобы все было громко, по рок-н-рольному.
|